О расставании


Несколько лет назад мы с мужем, дочкой (ей было 2,5 года) и друзьями провели в Праге. И вот как применение теории привязанности облегчала и облегчает мою повседневную жизнь.

Начну с того, что наши бездетные друзья были приятно удивлены. В их представлении маленькие дети все время капризничают, требуют бесконечного внимания и вообще жить не дают. На них постоянно отвлекаются, им рабски служат и вся поездка подчинена их нуждам.

Но в данном случае представления друзей не имели ничего общего с реальностью. В субботу выдался весьма насыщенный день, нелегкий даже для взрослых. Мы гуляли по городу с самого утра и до позднего вечера, при этом Злата за весь день ни разу не заныла и не заплакала, короче абсолютно не мешала нам наслаждаться отдыхом.

А ведь раньше - когда я еще не была альфа-мамой - количество наших путешествий было весьма ограничено.

Потому как стоило мне представить ЭТО поведение, помноженное на новую непривычную обстановку, я понимала, что никакой это будет не отдых, а просто смена декораций за немалые деньги. А устану я при этом еще больше.

Это было вступление. А основная часть моего сегодняшнего повествования проистекает из того факта, что Антон по ряду причин остался дома.

Хочу рассказать, как я применяю подход Ньюфелда когда мне на время нужно расстаться с ребенком.

Если разлука больше, чем может вынести ребенок, то я либо жертвую своим отдыхом, чтобы не потерять контакт с ним, либо беру дитятко с собой. На вебинарах я рассказывала, как у нас с Антошкой на время нарушилась связь в возрасте 2 лет, когда я на 4 дня вынужденно оставила его, уехав в роддом. По возвращении мне пришлось поработать над восстановлением наших близких отношений, и это был стресс для нас обоих.

В 4,5 года, он уже мог безболезненно провести несколько ночей в гостях у любимой бабушки, и тем не менее вот как я тогда готовила его к своему отъезду:

За несколько дней начинаю напитывать его вниманием ЕЩЕ больше, чем обычно. А он, как следствие, начинает вести себя ЕЩЕ лучше чем обычно, так что это со всех сторон выгодная инициатива ))

Рассказываю ему, куда уеду, и как он будет жить ближайшие дни у бабушки, акцентируя внимание на своем возвращении. Использую фразы типа: "А через 3 дня мы уже вернемся", "В воскресение тебя заберет дедушка, привезет домой, а мы уже там!", "Я уже начала скучать, хотя мы еще не расстались", "Буду ждать, когда мы снова увидимся, и я смогу расцеловать тебя".

Естественно, я звоню Антону каждый день. Чем младше ребенок, тем чаще нужно звонить и отправлять видео-открытки.

Важно, чтобы оставшийся с ребенком взрослый постоянно напоминал ему о маме и озвучивал неоспоримый факт скорого ее возвращения. Иногда бабушки боятся поднимать эту тему, чтобы не "бередить нежную детскую душу" и не спровоцировать слезы. Но если взрослые что-то не озвучивают, то не значит, что ребенок об этом не вспоминает. Наоборот, если ему не рассказывают о том, где мама, он может начать фантазировать ("маму унесла Баба-Яга", "мама не захочет возвращаться домой"), верить в свои фантазии и переживать. Если малыш плачет, вспоминая маму, нужно пожалеть и посочувствовать: "Ты скучаешь, тебе не хотелось, чтобы мама уезжала, тебе грустно и хочется плакать". Если слезы от этого усилятся - только к лучшему! Главное, напоминать ребенку о воссоединении: "Мама думает о тебе, везет тебе подарочек, уже скоро сядет в самолет и вернется к своему любимому ребеночку, она тоже скучает" и т.д.

Безусловно, никаких уходов в аэропорт по-английски. Важно как следует попрощаться.

В зависимости от того, на каком уровне привязан к вам ребенок (это зависит от его возраста и других факторов), нужно оставить нечто, что будет связывать вас с ним во время разлуки. На первом году жизни, когда ребенку важно чувствовать нас физически, разлучаться с ним вообще не желательно (при условии, что в окружении нет другого альфа-взрослого, который обеспечит малышу аналогичный психологический комфорт).

Как-то, когда я еще не могла понять, на каком уровне привязан Антон, оставила ему связки на разных уровнях:

-дала свою фотографию, на которой я улыбаюсь;

-сняла со своей головы резинку для волос и надела ему на руку, чтобы у него всегда была с собой моя вещь - часть меня (надо сказать, что Антошка не впечатлился и тут же ее потерял);

-оставила ему особый "поцелуйный мешочек", который предварительно "наполнила" чмоками и "амками". Договорились, что когда он соскучится - "достанет поцелуйчик" из мешочка и приложит себе на щечку - как будто я его поцеловала.

Ну, и последнее: сразу после приезда - напитывать, напитывать, напитывать!

Желаю, чтобы ваши с малышом расставания проходили максимально безболезненно!

Избранные посты
Недавние посты